Археологическое состояние

 

  Немаловажным вопросом является изучение крепостных сооруже­ний и городов древней Албании, так как, возможно, именно эти места скрывают много археологических тайн о языке и культуре древних обитателей Албании.

Одним из древнейших городов, находящихся на территории Кавказ­ской Албании, является Дербент: ему 5000 лет [23]. К. В. Тревер [I] высказывает предположение о вхождении Дербента в состав Кавказской Албании только со второй половины I в. н.э. и о появлении здесь первых укреплений именно с этого времени. Такое предположение А.А. Кудряв­цев считает необоснованным: «Ни сведения письменных источников, ни данные археологии не дают оснований делать подобные выводы. И если античные авторы не сообщают по этому поводу никаких конкретных сведений, то археологические данные не оставляют сомнений, что укрепления здесь возникли задолго до указанного периода и существова­ли и в раннеалбанское время, причем, уже ко времени походов Помпея на Кавказ Дербент, видимо, входил в состав Кавказской Албании» [18]

  История возникновения Дербента, несмотря на обилие сведений письменных источников о городе, имеет много загадок и неясностей. Чор (древнее название города), как это известно было в VII в. Моисею Каланкатуйскому, находился недалеко от нынешнего Дербента и являл­ся одним из главных городов Албании, первой резиденцией албанского католикоса и, по видимому, крупным городом прибрежной части Албан­ского государства [I]. Для древних греков и римлян Дербент был Каспийскими или Албанскими воротами, под этим же названием город известен в персидских и сирийских источниках III-VI вв. Армянские, албанские, грузинские раннесредневековые авторы называли его Воро­тами Чора (Джора), крепостью, городом Чога, Чол, воротами гуннов, иногда морскими воротами или Дарубанди, а византийские - укреплением Тзор, Тзур (Цур). Позднее, видимо с VI в. персы стали именовать город Дербентом (дер - дверь и бенд - преграда, застава), а сирийцы - воротами Торайе, арабы - Баб аль-абвабом (ворота ворот), Баб ал-хадидом (желез­ные ворота), грузины - Дегвис кари (морские ворота), монголы - Кахулга (ворота), тюрки -Темир капы (железные ворота), русские -Дербентом или железнбши вратами [ 18,24]. Такое обилие названий города и крепости Дербента является самым ярким и неоспоримым доказательством того, что этот древний город видел на белом свете столько завоевателей и правителей, сколько раз он был разрушен и вновь построен. Тогда в какой степени правдой является утверждение о том, что «основание города, в конце V или начале VI в. н.э. приписывается персидскому шаху Кубаду из династии Сасанидов; окончательная постройка стен и цитаде­ли принадлежит сыну его Хосрою I Ануширвану, царствовавшему в 531-579 гг. по р. Хр.» [24]? Очевидно, прав А. Кудрявцев, утверждающий, что ряд средневековых источников, местные исторические хроники и сказа­ния Востока отодвигают появление Дербента в значительно более древние эпохи [ 18]. Нынешний Дербент, надо думать, построен на том же самом месте, где в Закавказье проникли северные племена (гунны, хазары), что отчасти подтверждается названием Дербента на. лакском языке - Чурул, а у даргинцев и кайтахцев он известен под именем Чуллы; оба эти наименования сходны с армянским Чога или Чола [24]. Но нигде не указывается лезгинское название города - Чур (см.§ П. 4) ( Возможно этимология этого слова исходит из ЧIур, означающего на лезгинском языке «луг», «дерн» или же это связано с названием одного из албанских племен - чур, обитавшем около г. Джильга (см. §11. 4).) и крепости - «Кьвевар» (Двойные ворота). И. Шопен (по [3,4]) топоним «Чога» объясняет как «место коней» или «жительство конных людей или гуннов». Оказывается, гунны не напали с севера на Дербент, а жили в Дербенте?!

  Представитель династии Сасанидов, «царь царей» Шапур I (242-272 гг.) совершил своего рода карательную акцию против укреплений Дер­бента... После разрушения и пожарищ, учиненных войсками Шапура, жизнь на Дербентском холме на некоторое время замерла, и весь город лежал в развалинах. Новое возрождение Дербента относится лишь к началу IV в., когда он быстро восстанавливался и вновь активно разви­вался [18]. В культурных слоях Дербента, относящихся в IV-V вв на некоторых памятниках, обнаруженных в непосредственной близости от города, наряду с обычной для албанского периода керамикой с ярко-красным и белым наружным покрытием появляются керамические изделия кочевых обитателей Северного Кавказа и Предкавказья, а также предметы вооружения и быта, типичные для степняков. Широко прони­кавшие в эти районы кочевники, кроме родственных аланам племен маскутов, создавали «великое переселение народов». Появление мощных объединений кочевых племен, для которых Закавказье и Передний Восток стали желанной и доступной добычей, заставило правителей государств этих регионов принять ряд оборонительных мер против степняков, и граница между кавказским и ближневосточным земледель­ческим и кочевым мирами надолго пролегла у ворот Дербента, а сам он стал на многие столетия главным оплотом в борьбе с различными кочевыми союзами и империями Восточной Европы.

  Ожесточенная борьба с кочевниками и государствами Переднего Востока способствовала появлению целого ряда других внушительных фортификационных сооружений на западном побережье Каспия. Наибо­лее грандиозные из них (кроме Дербентских, которые исследуются более 250 лет) - Беш-бармакские и Ширванские укрепления были обследованы специалистами только в конце 20-х годов нашего века [18]. Действитель­но, северо-восточная часть территории нынешнего Азербайджана пока мало исследована [7]. Проведенные Дж. А. Халиловым археологические работы приводят уже к значительным результатам, хотя вышеназванные архитектурные памятники еще недостаточно освещены в публикациях. Особый интерес представляет городище античного времени Джанахар, расположенное вблизи средневекового городища Шабран. Можно до­пустить, что это развалины одного из четырех городов Албании, упомя­нутых Птолемеем. Беш-бармакские (в более ранних источниках, напри­мер в [10] - Бармакские; происхождение названия горы «Бармак» езгинское, в переводе означает *папаха») укрепления считаются наибо­лее ранними в системе «длинных стен», затем была возведена Гильгин-чайская или Ширванская стена и, наконец, оборонительные сооруже­ния Дербента [18]. К северу от Бармакских укреплений, в месте выхода р. Гильгинчай из узкого ущелья на равнину, расположена грандиозная стена, называемая по реке Гильгинчайской или Ширванской (Шабиран-ской). Она начинается от моря и тянется на протяжении 30 км через всю прибрежную равнину в горы до крепости Чирак-кала.

  Остается почти неисследованным городище Торпак-кала (Топрак-кала), расположенное в 18 км от Дербента, у железнодорожной станции Белиджи (в 10 км к северу от Самура или в 1 км к северу от Белиджи). Об этом городище имеются лишь отрывочные сведения экспедиции конца 30-х годов. На Торпак-кала обратил внимание в 1924 г. А.С. Башкиров, а в 1937 г. Е. А. Пахомов обследовал стены крепости.

Более подробно в 1941 г. обследовал городище М. И. Исаков. Он предположительно датировал его первыми веками нашей эры, но данных о существовании здесь в сасанидскую и последующие эпохи крупного города, каким был Чор, и крепости, пока нет. Вопрос о том, находился ли город Албана на месте городища Топрак-кала, по мнению К. В. Тревер [I], может быть рассмотрен только если провести аналогию между р. Самур и р. Албан Птолемея... Неоспоримо только то, что городище Топрак-кала является одним из крупных древних городов Албании и ждет стационарного археологического изучения. Е. А. Пахомов и М. И. Исаков считают , что Топрак-кала заслуживает самого пристального внимания и основательного археологического изучения

  Исключительный интерес представляет сообщение И. А. Орбели об осмотренном им 1928 г. большом кладбище, по-видимому XII в., прибли­зительно в 2 км к востоку от станции Белиджи. Кладбище это находится в лесу, между железной дорогой и берегом Каспия; каменные кладби­щенские плиты покрыты надписями, по виду армянскими, но содержат они странные неармянские имена и неармянские слова [I].

  Наряду с городами Чор, Ширван и Шапоран, историки называют древней столицей Албании Кабалу, новую столицу Партав, а также упоминают Пайтакаран в Карабахе, пограничный с Иберией Хунакерт на Куре, Халхал, город Шаке и Шемаху. Древнее название азербайджан­ского города Гянджи по [25] было «Аран», и этот город был построен не по велению багдадского халифата (IX в.), не арабами (VII в.) и не сасанидским царем Кавадом (V в.) возник из древнего крупного населенного пункта, находившегося на этом же месте и имевшего свою развитую культуру.

  Находки, обнаруженные в Кабале и ее окрестностях, относятся к третьему тысячелетию до н.э., что, по мнению авторов [26], свидетель­ствует о существовании здесь населенного пункта. Плиний Старший (I в. н.э.) называет Кабалу - Кабалаки, Клавдий Птоломей (II в.н.э.) -Хабалу, как один из больших городов Албании (последний историк приводит наименования 29 населенных пунктов Албании). Эти инфор­мации являются первыми письменными сообщениями о Кабале. По мнению авторов [26], после бронзового периода (III тысячелетие до н.э.) в течение почти 2 тыс. лет на этом месте не было жизни. Приблизительно в конце IV в. и начале III в. до н.э. здесь возник город, который просуществовал приблизительно до конца I или начала II вв. н.э. Однако А. Е. Крымский указал, что Кабала до конца XIV в. была одним из важных городов Азербайджана (по [7]). Предполагается, что древняя Кабала была на месте современного с. Чухур-Кабала (Б.Дорн, по [7]). По мнению авторов [7,26], значение самого названия города «Кабала» неопределенно. Однако в «Албанской книге» (см. §11.4) этот город назван «Кьвепэлэ», что по лезгински означает «город на двух холмах».

  Планомерные раскопки в Кабале были начаты в 1959 г. под руковод­ством С.М. Казиева. Археологические раскопки не обнаружили не только письменных памятников, но и более древних и мощных слоев античности, свидетельствующих о существовании здесь крупного насе­ленного пункта городского типа античного времени [7]. Таким образом, еще не было ясно на каком участке находился город в античную эпоху.

  Раскопки, проведенные в 1967 г. на различных участках города (в Сельбире и Гяуркаласы) обнаружили строительные остатки, охватываю­щие период с конца IV в. или начала III в. до н.э. до конца I в. н.э. Городище находится в междуречье Карачая и Гочаланчая. Дальнейшие раскопки античных памятников Кабалы, несомненно, приведут к важ­нейшим открытиям не только относительно истории города, но и государства Албании.

  Довольно богатый археологический материал для изучения антич­ных городов Албании был выявлен при обширных археологических раскопках в Мингечауре, который, по всей вероятности, являлся одним из значительных населенных пунктов Албании в античную и раннесредневековую эпоху. В отличие от ранних археологических работ (1873 г. . Борже, 1936-1939 гг. - Е. А. Пахомов; 1941 г. - С.М. Казиев, Е.А. Пахомов, Н. В. Минкевич), планомерные археологические работы, проведенные в 1946-1953 гг. (С.М. Казиев, P.M. Ваидов, Г.И. Ионе, Т. И. Голубкина) позволили получить в Мингечауре многотысячные археоло­гические находки, охватывающие большой промежуток времени с эпохи ранней бронзы вплоть до позднего средневековья. Эти материалы пока частично нашли свое отражение в статьях, а также монографических работах [7].

 Одно из хорошо изученных в археологическом отношении городищ античной эпохи расположено недалеко от современного города Шемахи у с. Хыныслы. С целью проведения планомерных археологических исследований на городище Хыныслы в 1958 г. институтом истории АН Азербайджанской Республики под руководством Дж. А. Халилова была создана специальная археологическая экспедиция, которая вела там раскопки в течение 15 лет [7]. В результате раскопок на городище Хыныслы было выявлено огромное количество разнообразных археоло­гических материалов, которые лишь отчасти отражены в ряде статей. Удалось выяснить, что в IV-III вв. до н.э. поселение занимало сравни­тельно небольшую территорию, расположенную у подножия г. Пирдир-ски, на месте нынешнего с. Хыныслы и к югу от него. К концу III в. до н. э. поселение, превратившись в город, заняло обширную территорию. Период с 1 в. до н.э. по II в. н.э. является временем расцвета города и становления его как одного из значительных культурно-экономических центров Албании. На основании полученных в Шемахе раскопочных материалов, Дж. Халилов это городище отождествляет с остатками города, упомянутого Клавдием Птоломеем под названием Кемахия, что вполне убедительно.

  Сравнительно небольшие по объему археологические исследования (1953-1957гг.) были произведены на городище Тазакент, расположенном в Мильской степи, в 7-8 км к юго-востоку от средневекового городища Оренкала. На основе проведенных работ и собранных материалов А. А.

  Иессен предположил, что Тазакентское городшце возникло в последних веках I тысячелетия до н.э. и продолжало существовать до середины I тысячелетия н. э. Нет сомнения в том, что Тазакентский комплекс памятников является остатками довольно значительного городскою центра античной эпохи в Мильской степи. А. А, Иессен отождествляет это городище с городом Пайтакараном, который был упомянут в армянских источниках в связи с событиями IV в.н.э. [7].

 Дагестанскими археологами был выявлен и исследован ряд других городищ (кроме Дербента и Торпак-калы), из которых особенно следует отметить Урцек и Таргу. Городище Урцек расположено недалеко от гор. Избербаш. Установлено (1960-1964 гг.), что в VII-IV вв. до н.э. на данном месте существовало крупное земледельческое поселение. В III-II вв. до н.э. Урцекское поселение вырастает в город, который разрушается в первой половине VIII в. Городище Таргу или Даргу находится в среднем течении р. Тамри-озень, между с. Алходжикент (Каякентский район) и Мамааул (Сергокалинский район). Удалось выявить слои, относящиеся соответственно к VI-IV вв. до н.э., III-I вв. до н.э.,1-IV вв н.э. и V-VIII вв. н.э. Городище отождествляется с гор. Таргу, упоминаемым в средневеко­вых армянских источниках [7].

  Результаты археологических исследований по изучению Кавказской Албании еще слабо отражены в обобщающих работах, так как во многих местах раскопки проводились лишь в последние годы и не в достаточной степени. Особенно обращает на себя внимание тот факт, что среди археологических находок обнаружены очень скудные материалы пись­менных памятников (среди около 40 тысяч разных предметов мингечаурских находок только 6-7 предметов с албанской надписью) и вообще отсутствует информация о каких-либо литературных находках с албан­ской графикой.

Hosted by uCoz