Археологическое состояние
Немаловажным вопросом является
изучение крепостных сооружений и городов древней Албании, так как, возможно,
именно эти места скрывают много археологических тайн о языке и культуре древних
обитателей Албании.
Одним из древнейших городов, находящихся на территории Кавказской
Албании, является Дербент: ему 5000 лет [23]. К. В. Тревер
[I] высказывает предположение о вхождении Дербента в состав Кавказской
Албании только со второй половины I в. н.э. и о появлении здесь первых укреплений именно с этого времени.
Такое предположение А.А. Кудрявцев считает необоснованным: «Ни сведения
письменных источников, ни данные археологии не дают оснований делать подобные
выводы. И если античные авторы не сообщают по этому поводу никаких конкретных сведений,
то археологические данные не оставляют сомнений, что укрепления здесь возникли
задолго до указанного периода и существовали и в раннеалбанское
время, причем, уже ко времени походов Помпея на Кавказ Дербент, видимо, входил
в состав Кавказской Албании» [18]
История возникновения Дербента,
несмотря на обилие сведений письменных источников о городе, имеет много загадок
и неясностей. Чор (древнее название города), как это известно было в VII в. Моисею Каланкатуйскому, находился недалеко
от нынешнего Дербента и являлся одним из главных городов Албании, первой
резиденцией албанского католикоса и, по видимому, крупным городом прибрежной
части Албанского государства [I]. Для древних греков и
римлян Дербент был Каспийскими или Албанскими воротами, под этим же названием
город известен в персидских и сирийских источниках III-VI вв. Армянские, албанские, грузинские
раннесредневековые авторы называли его Воротами Чора
(Джора), крепостью, городом Чога,
Чол, воротами гуннов, иногда морскими воротами или Дарубанди, а византийские - укреплением Тзор,
Тзур (Цур). Позднее,
видимо с VI в. персы стали именовать город
Дербентом (дер - дверь и бенд - преграда, застава), а сирийцы - воротами Торайе, арабы - Баб аль-абвабом
(ворота ворот), Баб ал-хадидом (железные ворота),
грузины - Дегвис кари (морские ворота), монголы - Кахулга (ворота), тюрки -Темир
капы (железные ворота), русские -Дербентом или железнбши
вратами [ 18,24]. Такое обилие названий города и крепости Дербента является
самым ярким и неоспоримым доказательством того, что этот древний город видел на
белом свете столько завоевателей и правителей, сколько раз он был разрушен и
вновь построен. Тогда в какой степени правдой является утверждение о том, что
«основание города, в конце V или начале VI в. н.э. приписывается персидскому шаху Кубаду из династии Сасанидов; окончательная постройка стен
и цитадели принадлежит сыну его Хосрою I Ануширвану, царствовавшему в 531-579 гг. по р. Хр.» [24]? Очевидно, прав А. Кудрявцев, утверждающий,
что ряд средневековых источников, местные исторические хроники и сказания
Востока отодвигают появление Дербента в значительно более древние эпохи [ 18]. Нынешний Дербент, надо думать, построен на том же
самом месте, где в Закавказье проникли северные племена (гунны, хазары), что
отчасти подтверждается названием Дербента на. лакском языке - Чурул, а у даргинцев и кайтахцев
он известен под именем Чуллы; оба эти наименования
сходны с армянским Чога или Чола
[24]. Но нигде не указывается лезгинское название города - Чур (см.§ П. 4) ( Возможно этимология этого слова
исходит из ЧIур, означающего на лезгинском языке
«луг», «дерн» или же это связано с названием одного из албанских племен - чур,
обитавшем около г. Джильга (см. §11. 4).) и крепости - «Кьвевар» (Двойные ворота). И.
Шопен (по [3,4]) топоним «Чога» объясняет как «место
коней» или «жительство конных людей или гуннов». Оказывается, гунны не напали с
севера на Дербент, а жили в Дербенте?!
Представитель династии Сасанидов,
«царь царей» Шапур I (242-272 гг.) совершил своего рода карательную акцию против укреплений
Дербента... После разрушения и пожарищ, учиненных войсками Шапура,
жизнь на Дербентском холме на некоторое время
замерла, и весь город лежал в развалинах. Новое возрождение Дербента относится
лишь к началу IV в., когда он быстро восстанавливался
и вновь активно развивался [18]. В культурных слоях Дербента, относящихся в IV-V вв.и на некоторых
памятниках, обнаруженных в непосредственной близости от города, наряду с
обычной для албанского периода керамикой с ярко-красным и белым наружным
покрытием появляются керамические изделия кочевых обитателей Северного Кавказа
и Предкавказья, а также предметы вооружения и быта,
типичные для степняков. Широко проникавшие в эти районы кочевники, кроме
родственных аланам племен маскутов, создавали
«великое переселение народов». Появление мощных объединений кочевых
племен, для которых Закавказье и Передний Восток стали желанной и доступной
добычей, заставило правителей государств этих регионов принять ряд
оборонительных мер против степняков, и граница между кавказским и
ближневосточным земледельческим и кочевым мирами надолго пролегла у ворот
Дербента, а сам он стал на многие столетия главным оплотом в борьбе с
различными кочевыми союзами и империями Восточной Европы.
Ожесточенная борьба с кочевниками
и государствами Переднего Востока способствовала появлению целого ряда других
внушительных фортификационных сооружений на западном побережье Каспия. Наиболее
грандиозные из них (кроме Дербентских, которые
исследуются более 250 лет) - Беш-бармакские и Ширванские укрепления были обследованы специалистами только
в конце 20-х годов нашего века [18]. Действительно, северо-восточная часть
территории нынешнего Азербайджана пока мало исследована [7]. Проведенные Дж. А.
Халиловым археологические работы приводят уже к
значительным результатам, хотя вышеназванные архитектурные памятники еще
недостаточно освещены в публикациях. Особый интерес представляет городище
античного времени Джанахар, расположенное вблизи
средневекового городища Шабран. Можно допустить, что
это развалины одного из четырех городов Албании, упомянутых Птолемеем. Беш-бармакские (в более ранних источниках, например в [10]
- Бармакские; происхождение названия горы «Бармак» -лезгинское, в переводе
означает *папаха») укрепления считаются наиболее ранними в системе «длинных
стен», затем была возведена Гильгин-чайская или Ширванская стена и, наконец, оборонительные сооружения
Дербента [18]. К северу от Бармакских укреплений, в
месте выхода р. Гильгинчай из узкого ущелья на
равнину, расположена грандиозная стена, называемая по реке Гильгинчайской
или Ширванской (Шабиран-ской).
Она начинается от моря и тянется на протяжении 30 км через всю прибрежную
равнину в горы до крепости Чирак-кала.
Остается почти неисследованным
городище Торпак-кала (Топрак-кала),
расположенное в 18 км от Дербента, у железнодорожной станции Белиджи (в 10 км к северу от Самура или в 1 км к северу от Белиджи). Об этом городище имеются лишь отрывочные сведения
экспедиции конца 30-х годов. На Торпак-кала обратил
внимание в 1924 г. А.С. Башкиров, а в 1937 г. Е. А. Пахомов обследовал стены
крепости.
Более подробно в 1941 г. обследовал городище М. И. Исаков. Он
предположительно датировал его первыми веками нашей эры, но данных о существовании
здесь в сасанидскую и последующие эпохи крупного
города, каким был Чор, и крепости, пока нет. Вопрос о
том, находился ли город Албана на месте городища Топрак-кала, по мнению К. В. Тревер
[I], может быть рассмотрен только если провести
аналогию между р. Самур и р. Албан Птолемея...
Неоспоримо только то, что городище Топрак-кала
является одним из крупных древних городов Албании и ждет стационарного археологического
изучения. Е. А. Пахомов и М. И. Исаков считают , что Топрак-кала заслуживает самого пристального внимания и
основательного археологического изучения
Исключительный интерес
представляет сообщение И. А. Орбели об осмотренном им 1928 г. большом кладбище,
по-видимому XII в., приблизительно в 2 км к востоку от станции Белиджи.
Кладбище это находится в лесу, между железной дорогой и берегом Каспия;
каменные кладбищенские плиты покрыты надписями, по виду армянскими, но
содержат они странные неармянские имена и неармянские слова [I].
Наряду с городами Чор, Ширван и Шапоран, историки
называют древней столицей Албании Кабалу, новую столицу Партав,
а также упоминают Пайтакаран в Карабахе, пограничный
с Иберией Хунакерт на Куре, Халхал,
город Шаке и Шемаху. Древнее название азербайджанского
города Гянджи по [25] было «Аран»,
и этот город был построен не по велению багдадского халифата (IX в.), не арабами (VII в.) и не сасанидским царем Кавадом
(V в.),а возник
из древнего крупного населенного пункта, находившегося на этом же месте и
имевшего свою развитую культуру.
Находки, обнаруженные в Кабале и
ее окрестностях, относятся к третьему тысячелетию до
н.э., что, по мнению авторов [26], свидетельствует о
существовании здесь населенного пункта. Плиний Старший (I в. н.э.) называет Кабалу - Кабалаки, Клавдий Птоломей (II в.н.э.) -Хабалу, как один из
больших городов Албании (последний историк приводит наименования 29 населенных
пунктов Албании). Эти информации являются первыми письменными сообщениями о
Кабале. По мнению авторов [26], после бронзового периода (III тысячелетие до
н.э.) в течение почти 2 тыс. лет на этом месте не было
жизни. Приблизительно в конце IV в. и начале III в.
до н.э. здесь возник город, который просуществовал приблизительно до конца I или
начала II вв. н.э. Однако А. Е. Крымский указал, что Кабала до
конца XIV в. была одним из важных городов
Азербайджана (по [7]). Предполагается, что древняя Кабала была на месте современного с. Чухур-Кабала
(Б.Дорн, по [7]). По мнению авторов [7,26], значение самого названия города
«Кабала» неопределенно. Однако в «Албанской книге» (см. §11.4) этот город
назван «Кьвепэлэ», что по лезгински
означает «город на двух холмах».
Планомерные раскопки в Кабале были начаты в
1959 г. под руководством С.М. Казиева.
Археологические раскопки не обнаружили не только письменных памятников, но и
более древних и мощных слоев античности, свидетельствующих о существовании
здесь крупного населенного пункта городского типа античного времени [7]. Таким
образом, еще не было ясно на каком участке находился
город в античную эпоху.
Раскопки, проведенные в 1967 г.
на различных участках города (в Сельбире и Гяуркаласы) обнаружили строительные остатки, охватывающие
период с конца IV в. или начала III в. до н.э. до конца I в. н.э. Городище
находится в междуречье Карачая и Гочаланчая.
Дальнейшие раскопки античных памятников Кабалы, несомненно, приведут к важнейшим
открытиям не только относительно истории города, но и государства Албании.
Довольно богатый археологический
материал для изучения античных городов Албании был выявлен при обширных
археологических раскопках в Мингечауре, который, по
всей вероятности, являлся одним из значительных населенных пунктов Албании в
античную и раннесредневековую эпоху. В отличие от ранних археологических работ
(1873 г. -А. Борже,
1936-1939 гг. - Е. А. Пахомов; 1941 г. - С.М. Казиев,
Е.А. Пахомов, Н. В. Минкевич), планомерные
археологические работы, проведенные в 1946-1953 гг. (С.М. Казиев,
P.M. Ваидов, Г.И. Ионе, Т. И. Голубкина) позволили
получить в Мингечауре многотысячные археологические
находки, охватывающие большой промежуток времени с эпохи ранней бронзы вплоть
до позднего средневековья. Эти материалы пока частично нашли свое
отражение в статьях, а также монографических работах [7].
Одно из хорошо изученных в
археологическом отношении городищ античной эпохи расположено недалеко от
современного города Шемахи у с. Хыныслы.
С целью проведения планомерных археологических исследований на городище Хыныслы в 1958 г. институтом истории АН Азербайджанской
Республики под руководством Дж. А. Халилова была
создана специальная археологическая экспедиция, которая вела там раскопки в
течение 15 лет [7]. В результате раскопок на городище Хыныслы
было выявлено огромное количество разнообразных археологических материалов,
которые лишь отчасти отражены в ряде статей. Удалось выяснить, что в IV-III вв. до н.э.
поселение занимало сравнительно небольшую территорию, расположенную у подножия
г. Пирдир-ски, на месте нынешнего с. Хыныслы и к югу от него. К концу III в. до н. э. поселение, превратившись в
город, заняло обширную территорию. Период с 1 в. до н.э. по II в. н.э. является
временем расцвета города и становления его как одного из значительных
культурно-экономических центров Албании. На основании полученных в Шемахе
раскопочных материалов, Дж. Халилов это городище
отождествляет с остатками города, упомянутого Клавдием
Птоломеем под названием Кемахия,
что вполне убедительно.
Сравнительно небольшие по объему
археологические исследования (1953-1957гг.) были произведены на городище Тазакент, расположенном в Мильской
степи, в 7-8 км к юго-востоку от средневекового городища Оренкала.
На основе проведенных работ и собранных материалов А. А.
Иессен
предположил, что Тазакентское городшце
возникло в последних веках I тысячелетия до н.э. и продолжало существовать до
середины I тысячелетия н. э. Нет
сомнения в том, что Тазакентский комплекс памятников
является остатками довольно значительного городскою центра античной эпохи в Мильской степи. А. А, Иессен
отождествляет это городище с городом Пайтакараном,
который был упомянут в армянских источниках в связи с
событиями IV в.н.э. [7].
Дагестанскими археологами был
выявлен и исследован ряд других городищ (кроме Дербента и Торпак-калы),
из которых особенно следует отметить Урцек и Таргу. Городище Урцек расположено
недалеко от гор. Избербаш. Установлено (1960-1964
гг.), что в VII-IV вв. до н.э.
на данном месте существовало крупное земледельческое поселение. В III-II вв. до н.э. Урцекское
поселение вырастает в город, который разрушается в первой половине VIII в. Городище Таргу
или Даргу находится в среднем течении р. Тамри-озень, между с. Алходжикент (Каякентский район) и
Мамааул (Сергокалинский
район). Удалось выявить слои, относящиеся соответственно к VI-IV вв. до н.э., III-I вв. до н.э.,1-IV вв н.э. и V-VIII вв. н.э. Городище отождествляется с гор. Таргу,
упоминаемым в средневековых армянских источниках [7].
Результаты археологических
исследований по изучению Кавказской Албании еще слабо отражены в обобщающих
работах, так как во многих местах раскопки проводились лишь в последние годы и
не в достаточной степени. Особенно обращает на себя внимание тот факт, что
среди археологических находок обнаружены очень скудные материалы письменных
памятников (среди около 40 тысяч разных предметов мингечаурских
находок только 6-7 предметов с албанской надписью) и вообще отсутствует
информация о каких-либо литературных находках с албанской графикой.